Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Евро-2012 парализует ж/д перевозки?

 
На входе - миллиарды. Что на выходе?
Судя по озвученным планам руководства «Укрзалізниці», чемпионат может парализовать ж/д перевозки в стране. Обещанные скоростные поезда Hyundai Rotem не спасут ведомство от наплыва болельщиков: железнодорожники вынуждены будут оголить все остальные направления, чтобы обеспечить перевозки болельщиков чемпионата.
Более 12 млрд. грн. – столько уже потратила «Укрзалізниця» на подготовку к Евро-2012. Но это приблизительно 3/4 от общей суммы: до начала чемпионата надо будет освоить еще 3-4 млрд. грн. Цифры впечатляющие, правда, если разобраться, то под эгиду подготовки к Евро-2012 записывают все, кроме того, что действительно необходимо. Половина этой суммы ушла на реконструкцию под скоростное движение линии Львов – Здолбунов – Шепетовка– Коростень – Киев, Киев – Полтава – Харьков, Киев – Полтава – Красноград — Лозовая— Донецк общей длиной 1492 км. Собственно работы по проекту «скоростное движение» и так велись, поэтому записывать их в программу Евро не совсем правильно. В программе также присутствуют такие характерные для подготовки чемпионата расходы, как строительство Дарницкого моста в Киеве. На этом объекте освоили еще 3 млрд. грн. из 12 млрд. Еще несколько миллиардов ушло на подготовку вокзалов, что в какой-то мере можно признать целевым использованием средств.
 
Скоростные поезда погоды не сделают
Однако за всей этой информацией железнодорожники стараются не акцентировать внимание на самом главном — подвижном составе. Т.е. на чем, собственно, будут возить пассажиров. Вернее, информация концентрируется в основном на поставке скоростных поездов Hyundai Rotem к Евро-2012. Якобы 10 скоростных поездов заменяют 30 традиционных. Однако железнодорожники тут же оговариваются — к самому чемпионату ведомство получит только 6 из них. Еще два двухэтажных межрегиональных поезда поставит на Южную железную дорогу в Харьков чешская «Шкода вагонка», столько же составов отечественного производства поставит Крюковский вагоностроительный завод. По сути, это всего лишь 10 поездов, хоть и скоростных, но только 10. Пусть они заменят 20 или 30 обычных поездов, но наплыв болельщиков ожидается гораздо больший. Для наглядности достаточно проанализировать расчеты самой «Укрзалізниці» по объемам перевозок во время чемпионата.
По словам заместителя генерального директора УЗ Леонида Лобойко, соотношение ночных и дневных поездов составит 85% к 15%. Всего же между украинскими городами предполагается перевозить 50-60 тыс. болельщиков в сутки. Именно столько вмещают стадионы. Но в данном случае проблема в конкретных расчетах: 50 тыс. — это нечто вроде средней температуры по больнице.
Возьмем направление Киев — Харьков. На сегодня между городами следует 2 ночных и столько же дневных поездов, перевозя в среднем 1200 человек. Во время чемпионата предполагается добавить 9 ночных и 2 дневных поезда, тем самым поток болельщиков между городами составит около 12 тыс. человек.
Еще приблизительно столько же возьмут на себя так называемые проходящие поезда. Скажем, Харьков — Львов, Еще 7 тыс. дадут рейсы из других городов, например, Донецка, Сум и т.д. Ожидается плотный поток и из России. Но, если внимательно разобраться в цифрах, нестыковка получается. Железнодорожники на всех углах заявляют о львиной доле в перевозках, а эти данные свидетельствуют, что из общего количества болельщиков они обслужат около половины. Все остальное поделят между собой авиация и автотранспорт.
Впрочем, в ведомстве оговариваются: пока расчеты приблизительные, все станет известно только в декабре после жеребьевки. «Точное количество поездов мы можем знать только после проведения жеребьевки. Технически мы готовы. Но, не понимая, какие матчи где будут проходить, и сколько билетов на них куплено, мы не можем пока рассчитать пассажиропоток», — отмечает Л. Лобойко.
 
В ожидании дефицита вагонов
Однако в данном случае интересно: откуда возьмутся поезда для обслуживания болельщиков? Ведь на харьковском направлении, кроме двух экспрессов, предполагается назначить 19 поездов (9 из Киева и 10 из Львова), на донецком ожидается 17 поездов (из Киева – 5, из Харькова – 5, из Львова – 7), на львовском – 7 (из Киева). Итого 43 поезда. Плюс к этому международное сообщение – около 150 пар поездов. Более всего ожидается поездов из России – 109, с Беларусью оборот составит 20 поездов, с Молдовой – 6 поездов, Казахстаном и Азербайджаном – по 2 поезда, Литвой и Узбекистаном – по одному составу.
Со странами Европы предварительно договорено о следующем графике сообщения: Польша – 3 пары поездов, Германия – 1 поезд, Чехия и Словакия – по 2 беспересадочных вагона, Австрия и Сербия – по одному беспересадочному вагону; Венгрия – 6 поездов и 5 беспересадочных вагонов, Румыния, Болгария – по одному поезду.
Приблизительно треть из этих поездов и так курсирует сейчас между нашими странами. Из оставшихся 70% около половины возьмут на себя национальные железные дороги стран-соседей, но оставшиеся 25-30 поездов придется искать «Укрзалізниці». Итого уже имеем около 70 дополнительных поездов. Как уже говорилось, руководство ведомства обещает снять часть нагрузки за счет скоростных поездов, которые смогут заменить в среднем два-три поезда. Но в лучшем случае это половина из упомянутых 70 составов. Откуда же взять оставшиеся? Г-н Лобойко говорит, что у дорог есть резервы, но не признается, какие именно. Между тем, из года в год «Укрзалізниця» жалуется на убыточность пассажирского сектора и отсутствие средств на закупку новых вагонов. Если поднять пресс-релизы ведомства 5-7-летней давности, то выяснится, что из 9 тыс. вагонов на сегодня в строю осталось только 7 тыс. При этом в относительно нормальном состоянии находится около 5 тыс. Но самая красноречивая цифра – это количество вагонов с кондиционерами, т.е. те вагоны, которые не стыдно показать иностранным болельщикам. Таковых чуть более 2 тыс. Т.е. 150 составов, которых, кстати, в разгар сезона катастрофически не хватает. Учитывая, что во время Евро-2012 возникнет дефицит в 30-40 поездов, то можно представить, какая будет ситуация на всех «не-Евро» направлениях. Пострадают, в первую очередь, южные направления в Крым, Одессу, Николаев…
Интересно, что на фоне такой аховой ситуации с поездами «Укрзалізниця» занимается и популизмом. За свой счет в Харькове построен учебно-тренировочный центр для команд – участниц чемпионата «Солнечный». Для этого отдали ведомственный детский лечебно-оздоровительный центр. Возможно в будущем построенная база и послужит детям, но зачем детскому центру отель с номерами «люкс»?
 
Украина - Польша: граница непреодолима?
Весьма странная ситуация складывается с пересечением украинско-польской границы. По данным Л.Лобойко, «Укрзалізниця» и Polskie Koleje Panstwowe (PKP) согласовали объемы двустороннего пассажирского сообщения к Евро-2012 в следующем размере: через украинско-польские железнодорожные погранпереходы будут проходить 10 пар поездов: 5 пар – через переход Ягодин-Дорохуск; 5 пар – через Мостиска-Пшемысль. Пересадка пассажиров определена на терминалах: «Укрзалізниці» – Ягодин; PKP – Дорохуск, Пшемысль, Хелм. В качестве резервного по-гранперехода определен участок Гребенне (PKP) – Рава Русская (УЗ).
Железнодорожники двух стран выдвинули 2 варианта организации работы по приграничному контролю. Первым вариантом является сосредоточение работы польских и украинских контролирующих инстанций в едином пункте, второй – распределение работ на каждой из двух территорий. Правда, определенности, какой именно вариант будет выбран, пока что нет. Наиболее логичным был бы вариант, когда поезд с болельщиками с украинской стороны заезжал бы на польскую по «советской» колее 1520 мм, а там, после прохождения совместного украинско-польского пограничного и таможенного контроля, болельщики пересаживались на поезда европейской колеи 1435 мм.
«Чтобы избежать временных задержек при смене колесных пар на границе и ускорить пограничные формальности, мы предлагаем организовать специальные пункты, где пассажиры будут сходить с поездов, проходить формальности и далее следовать уже на местном поезде. Таких поездов мы предлагаем по четыре на каждом из двух заявленных погранпере-ходах, еще по одному поезду через погранпереходы будут следовать со сменой колесных пар, итого будет 10 поездов в сутки следовать через границу», – отметил Л. Лобойко.
В то же время у этой схемы есть ряд проблемных моментов. Представители посольства Польши в Украине заявили, что пока пограничное ведомство Польши рассматривает только один вариант – проведение всех формальностей на польской стороне. Якобы таковы требования ЕС. Это означает определенные сложности, т.к. в случае с переходом Ягодин-Дорохуск проводить высадку польских пассажиров лучше осуществлять на украинской стороне. Тут больше пространства и есть определенная инфраструктура.
Есть вопросы и к самой пропускной способности. По данным УЗ предложенная схема работы позволит обеспечить пропуск 4288 человек в сутки на каждом погранпереходе. Однако если разобраться в технологии, то получается, что данная цифра – это общая пропускная способность. На самом же деле в сторону Польши можно будет пропускать только 1728 пассажиров, из Польши в Украину 2560. Т.е. даже с учетом резервного пункта пропуска в Раве Русской через границу железнодорожники смогут пропустить 7-9 тыс. человек в сутки. С учетом напряженной обстановки на автомобильных погранпереходах, а также так и не построенных пяти пунктах, обещанных еще в 2008 году, и автомобильные, и железнодорожные переходы столкнутся с проблемой гигантских очередей. Если к этому добавить проблему дефицита вагонов с украинской стороны, то, похоже, часть болельщиков будут смотреть матчи чемпионата в очередях на погранпереходах в местных кафе… Есть небольшая вероятность того, что украинский Кабмин найдет финансирование и в последний момент решит проблему с дефицитом вагонов и упрощением формальностей, но… Когда номер готовился к отправке в типографию, появилась информация о планах закупки пассажирских вагонов для нужд УЗ. До 2015 года их предполагается купить всего лишь 25…
 
Александр ГАЕВОЙ
  

назад >>>