Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Банкротство европейских авиакомпаний и предполагаемый приход на их маршрутную сеть лоукостеров коренным оБразом изменит принципы формирования туристического продукта на западном направлении

Несмотря на почти сибирские морозы, начало 2012 года для авиационной отрасли оказалось довольно «горячим»: с интервалом в несколько дней обанкротились и прекратили полеты два европейских перевозчика. Если на уход с рынка испанского (а точнее, каталонского) Spanair украинские агенты и туроператоры отреагировали довольно спокойно (хотя, по разным данным, от банкротства этой авиакомпании тем или иным образом пострадали от 1000 до 1200 наших сограждан), то катастрофа, случившаяся 3 февраля с венгерским перевозчиком Malev, повергла рынок в шок. Ведь фактически оголилось целое, весьма немаловажное, направление – на Будапешт, и далее по всей достаточно густой маршрутной сети венгерского национального авиаперевозчика. В принципе, все знали, что Malev переживает тяжелые времена, однако в возможность прекращения полетов не верил практически никто… Но это случилось и привело к кардинально новой раскладке на карте европейских (да и более далеких) пассажирских авиаперевозок. А следовательно, к новым принципам формирования туристического продукта.
 
Лоукосты идут!
Известно, что свято место пусто не бывает. Действующее украинско-венгерское соглашение об авиасообщении предполагает паритетность осуществления рейсов между нашими странами, и венгерское правительство будет настаивать на его выполнении. Но поскольку другой авиакомпании, подобной Malev(т.е. использующих классическую бизнес-модель), в Венгрии нет, с близкой
к единице вероятностью можно прогнозировать, что на маршруты, соединяющие Украину и Венгрию, придет кто-то из лоукостеров. Скорее всего, это будет WizzAir– уже хотя бы потому, что это венгерская авиакомпания, и при ее назначении на маршруты между нашими странами буква межправительственного соглашения будет соблюдена.
Подтверждение этой информации УТ получил (на условиях анонимности) и в венгерском посольстве: из-за отсутствия официальной позиции правительства Венгрии (на момент написания статьи), а значит, и ее МИДа, дипломаты не захотели официально озвучивать какие-либо предположения, но в неофициальной беседе согласились с тем, что с венгерской стороны в Украину, скорее всего, будут летать розово-фиолетовые Airbus’ы А320.
Впрочем, озвучиваются и другие прогнозы, например, о том, что на рейсы Malev’а, в том числе и Киев с Одессой, станет ирландский лоукостер Ryanair. Называются и другие авиакомпании, в том числе и классические. Заметим однако, что назначение перевозчика с венгерской (или европейской) стороны будет зависеть от позиции авиационных властей Украины, а точнее, от того, как Госавиаадминистрация будет трактовать пункты, регулирующие назначение перевозчика на межгосударственные маршруты.
 
Кто следующий на вылет?
Банкротство и последующий уход с рынка авиакомпаний Spanairи Malevзаставили экспертов авиарынка лихорадочно задуматься: кто же следующий в очереди на вылет? С рынка, разумеется! Вспоминаются банкротства Swissair(поглощена Lufthansa), Alitalia(которую спасло лишь слияние с крупным частным перевозчиком и изменение формы собственности), наконец, Литовских авиалиний… Разумеется, все аналогии весьма приблизительны, однако, на наш взгляд, наибольшему риску подвергаются государственные компании, работающие по классической бизнес-модели на ограниченной европейским субконтинентом маршрутной сети. Таким образом, как это ни странно звучит, компании, принадлежащие финансово-промышленным группам (например, датская CimberSterling, принадлежащая структурам, подконтрольным украинскому олигарху Игорю Коломойскому), более устойчива к внезапному прекращению полетов, чем те же ЧСА, находящаяся в госсобственности и активно, но пока неудачно, ищущая инвестора. Ведь над каждой государственной компанией висит призрак решения Еврокомиссии о незаконности финансовой поддержки (такое решение и стало последней соломинкой, переломившей хребет перегруженному венгерскому верблюду под названием Malev). Частная же поддержка никакими решениями Еврокомиссии не регулируется: олигарх. Буде он захочет, вправе компенсировать убытки своей компании из принадлежащих ему же средств.
 
Туроператоры и агенты в новых условиях
Некоторые эксперты прогнозируют, что с приходом на место Malevкакого-либо лоукостера ситуация на венгерском направлении не только не ухудшится, но даже улучшится, поскольку ценовая политика бюджетных авиакомпаний гораздо более лояльна к пассажирам, чем у перевозчиков классического типа. Следовательно, доступность венгерского, а также европейского, продукта лишь увеличится. А для тех, кто предпочитает классическую бизнес-модель, существует «АэроСвит», который продолжает полеты в Будапешт.
Мы с такой точкой зрения согласиться не можем. И вот почему. С уходом Malev’а с европейского рынка ушла целая маршрутная сеть с центром в Будапеште. Кто станет обслуживать эту сеть – пока непонятно, однако, скорее всего, это будет лоукост. А у лоуко-стов совершенно другие принципы взаимодействия с туристическими компаниями. В частности, они к минимуму сводят продажи через агентов. А также, за редкими исключениями, не предоставляют услуги стыковочных рейсов, ограничиваясь доставками пассажиров по принципу pointtopoint. Иными словами, возможностей у туроператоров в формировании одного из важнейших составляющих тур-продукта – маршрута доставки туристов до места назначения – станет меньше. И «АэроСвит» не спасет – он ведь летает только до Будапешта, но не дальше. Да и маршрутов у него по Европе поменьше, чем было у Malev’а, который работал в основном как стыковочная авиакомпания… Хотя, конечно, некоторые пассажиры действительно почувствуют увеличение доступности венгерского направления – но лишь те из них, для которых путешествие сродни игре в рулетку…
А операторам придется учиться работать в новых условиях, которые во многом зависят от того, кто станет обслуживать маршрутную сеть Malev’а. С нашей точки зрения, наихудшим вариантом для украинского туристического бизнеса станет приход на маршруты Украина – Венгрия компании WizzAir: перевозчик, который может позволить себе в одностороннем порядке расторгнуть договоры с агентами меньше чем через полгода после заключения, который позволяет себе отменять рейсы по причине «усталости пилотов», а занявших места в самолете пассажиров выгонять с помощью полиции, вряд ли сможет (да и захочет) предоставить турфирмам хотя бы минимум предсказуемости. Более того, агентам, продающим турпродукт «под Виззов», придется предлагать своим клиентам самостоятельно искать и приобретать билеты на рейсы этой авиакомпании. Что в нынешних условиях ведения туристического бизнеса просто недопустимо.
Впрочем, посмотрим, и довольно скоро – вряд ли Евросоюз станет долго терпеть вакуум на направлениях в Будапешт…
 
Кодшеринг как способ вернуть потоки
Что ж, одним из наиболее эффективных путей для скорейшего восстановления потоков на «малевской» маршрутной сети является заключение множественных кодше-ринговых и интерлайн-соглашений украинской компании «АэроСвит» с партнерами Malev’а по маршрутной сети обанкротившегося венгерского перевозчика. Таким образом, не пострадают ни операторы (они просто заключат такие же договоры с «АэроСвитом», какие у них ранее действовали с Malev), ни пассажиры, которые будут летать через Будапешт самолетами различных авиакомпаний, но в рамках интерлайн-соглашений. Пойдет ли на такой шаг «АэроСвит» – покажет ближайшее будущее.
Впрочем, возможен и более оптимистичный вариант развития событий. Дело в том, что уже давно идут разговоры о соглашениях между крупнейшими лоукосте-рами и ГДС. К примеру, Amadeusобещает уже в течение нескольких ближайших месяцев ввести в систему контент этих авиакомпаний, в т.ч. Ryanairи WizzAir. Таким образом, бронирование лоукост-контента станет возможным не только через их сайты, но и в ГДС, что, по идее, должно существенно упростить взаимодействие туроператоров и лоукостеров. Однако о полном доступе к контенту лоу-костеров речь не идет, и говорить о возможности полноценного сотрудничества между турфирмами и бюджетными авиакомпаниями возможно лишь в зависимости от того, к чему именно будет открыт доступ в ГДС.

назад >>>