Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Коломойский до сих пор банкротит Аэросвит?


Многие из нас еще помнят авиакомпанию "Аэросвит". Один из ведущих украинских авиаперевозчиков был "доведен до ручки" и спустился с небес на землю в результате банкротства. Но как оказывается, последствия этого события до сих пор оставляют круги на воде нашего моря авиаперевозок. Интересную статью разместил на своем вебсайте украинский журнал "Фокус".

Раздвоение личности. Как Коломойский отсудил у Аэросвита кредиты, выданные ПриватБанком

На днях суд удовлетворил трехмиллиардный иск Игоря Коломойского к Аэросвиту. Как утверждают эксперты, в противостоянии Петра Порошенко и экс-главы Днепропетровской ОГА начался очередной раунд
В Едином реестре судебных решений появилось постановление Хозяйственного суда Киевской области № 911/2987/13 по иску Игоря Коломойского к компании "Аэросвит". 15 мая суд в полной мере удовлетворил его требования на сумму 3 млрд грн за оказанную им беспроцентную материальную помощь Аэросвиту, которую компания не возвратила в срок, и погашенные экс-губернатором кредиты, выданные ПриватБанком авиакомпании в 2011-2012 годах. При предоставлении кредитов олигарх выступал поручителем авиакомпании. Напомним: Коломойский является совладельцем группы "Приват", которой приписывали контроль над обанкротившимся Аэросвитом.
Странное банкротство
На первый взгляд, в решении суда ничего необычного нет. По словам советника юридической компании "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Олега Пантия, признание бенефициара компании её кредитором – распространённая практика. Подобное решение суда позволяет бенефициару при ликвидации имущества банкрота требовать возмещения вложенных в компанию средств наряду с другими кредиторами.
Впрочем, возобновление процедуры банкротства Аэросвита интересно само по себе. В 2013-м дело о банкротстве компании заблокировала Бориспольская налоговая инспекция. По словам пожелавшего остаться неназванным источника, затягивание решения о признании компании неплатёжеспособной было выгодно группе "Приват". Благодаря этому Аэросвит получил возможность взыскивать дебиторскую задолженность и направлять её на погашение приватовских кредитов, при этом не рассчитываясь со сторонними кредиторами, а также вывести свои активы в дружественные структуры. Отметим, что по состоянию на сегодняшний день так и не погашена задолженность по зарплате перед сотрудниками компании. По словам вице-президента профсоюза Ассоциации лётного состава гражданской авиации Украины Вениамина Тимошенко, она составляет 115 млн грн. Возобновить дело о банкротстве Аэросвита суд решил лишь в марте этого года.
Вызывает вопросы и назначение арбитражного управляющего. Им стал Леонид Талан. До этого он управлял процессами банкротства на других предприятиях группы – Днепродзержинского коксохимического завода, Днепропетровского металлургического завода им. Петровского и авиакомпании "Донбассаэро". "По закону арбитражного управляющего выбирают случайным образом. Но если лицо, на которое укажет компьютер, откажется заниматься банкротством данного актива, суд назначает арбитра из числа желающих", – поясняет партнёр юридической компании "Анте" Андрей Гук.
Да и тот факт, что решение суда о признании Коломойского кредитором обанкротившегося авиаперевозчика совпало по времени с заявлением Петра Порошенко о подписании в ближайшее время соглашения о Едином небе с ЕС (его имплементация создаст серьёзную конкуренцию МАУ со стороны европейских бюджетных перевозчиков), заставляет задуматься о политической подоплёке процесса.
Война продолжается
Это очередной виток развития конфликта Коломойского с Порошенко, уверен Гук. Война началась в марте из-за смены менеджмента в Укртранснафте, что лишило Коломойского монопольного положения на рынке отечественной нефтепереработки.
Впрочем, до этого момента МАУ остаётся фактическим монополистом на рынке украинских авиаперевозок. Из-за сложности процедуры назначений на авиамаршруты Госавиаслужбой европейские лоукост-перевозчики не хотят летать в украинские аэропорты. Подписание соглашения о Едином небе отменяет процедуру назначения на маршруты. Летать в Украину смогут любые европейские авиакомпании.
Данное соглашение было парафировано ещё при Януковиче, во время Вильнюсского саммита 2013 года. Но новая власть тянула с его подписанием. Поэтому заявление Порошенко о стремлении подписать соглашение как можно скорее стало неожиданностью. Авиационный эксперт Александр Ланецкий связывает такое форсирование событий именно с желанием президента уменьшить влияние группы "Приват".
"Признание Коломойского кредитором Аэросвита позволит ему персонализировать свои интересы в обанкротившейся компании и присоединиться к группе кредиторов, которые обвиняют в банкротстве авиаперевозчика государство и требуют от Администрации президента компенсировать нанесенный им ущерб", – считает Гук.
Претензии кредиторов в АП поступили ещё в феврале. По словам замглавы ведомства Дмитрия Шимкива, тогда было получено письмо от голландской компании – совладельца Аэросвита, состоящее из девяти страниц претензий и обвинений. Впоследствии кредиторы заявили, что до банкротства крупнейшую авиакомпанию довели действия властей, начиная с недопуска на маршруты и заканчивая невозвратом НДС. За что и требовали компенсировать ущерб в размере $400 млн. Теперь к ним добавились ещё и претензии Коломойского.