Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

 

Российский туристический рынок потрясают банкротства


На российском туристическом рынке не просто штормит – там тонут уже не отдельные туркомпании, а целые агентские сети. В конце прошлой недели стало известно, что турагентская сеть «Global Club» прекратила свою деятельность. Она принадлежала компании «Глобал-Тревел Интернейшнл» и выполняла роль платежного агента. Ситуация уже знакома и узнаваема – к банкротству сеть привели продажа туров по низким ценам и в кредит, а также неразработанная система скидок и кадровая политика. Кроме того, на ситуацию очевидно повлияло и неосторожное обращение с оборотными средствами.
В любом случае, страховщику «Global Club» – страховой компании «Югория» сейчас придется не сладко.
Мы хотели бы предоставить нашим читателям выдержки из материала, размещенного на сайте Российского Союза Туриндустрии (www.rostourunion.ru) , поскольку сами россияне прекрасно описали ситуацию на своем рынке.

Прошедший уикенд принёс российскому туристическому рынку очередное банкротство, причем масштаба целой агентской сети. Управляющая компания «Глобал-Тревел Интернейшнл» турагентской сети «Global Club» в пятницу вечером разослала своим франчайзи письмо о приостановке деятельности. Ситуация усугубляется тем, что в сети работал принцип централизованного бронирования и оплаты: агентства бронировали и оплачивали туры не напрямую туроператорам, а через расчетный центр «Глобал-Тревел». В результате чего ряд турагентств этой сети остались у разбитого корыта – деньги туристов были ими переданы в расчетный центр, но до операторов не дошли. Впрочем, это банкротство, возможно, подтолкнёт туристический рынок и его регулятора к выработке реальных механизмов защиты турагентств.
«В пятницу, накануне вылета наших туристов, мы так и не смогли получить из центрального офиса сети никаких документов по этому туру. После долгих переговоров сотрудники офиса нам признались, что банковский счет компании был заморожен неделю назад, а решить наши проблемы никто кроме руководства не может. По данным менеджеров, гендиректор Александр Носачев был в это время Эмиратах, его зам также отсутствовал. В итоге нам удалось узнать в ICS, где был забронирован тур, что управляющая компания «Глобал-Тревел» его не оплатила. Чтобы не срывать туристам поездку, нам пришлось оплачивать его повторно, причем из собственного кармана», - рассказал представителям СМИ руководитель псковского франчайзи сети «Global Club». Неоплаченными оказались и туры в Турцию, заказанные через «Пегас Туристик», хотя агентство вовремя передало оплату за них в управляющую компанию. «Туры из-за неоплаты нами аннулированы, за них должно отвечать агентство», – пояснила Анна Подгорная, гендиректор туркомпании «Пегас Туристик».
Напомним, что сеть «Global Club» привлекала агентств, прежде всего, предоставлением высокой комиссии от туроператоров, при этом членские взносы были довольно низкими, а ежемесячные роялти вообще отсутствовали. Одновременно компания Глобал-Тревел Интернейшнл» позиционировала себя и как туроператор по Франции, имея фингарантии на 30 млн рублей в страховой компании «Югория» и числясь в Едином реестре Ростуризма под номером МТ3 005329. Примечательно, что договор о фингарантиях был заключён с 08 сентября 2012 года – как раз, когда компания прекратила свою деятельность.
Связаться с руководством сети в понедельник не удалось – все указанные на сайте телефоны не отвечают. Количество пострадавших туристов и турагентов пока также неизвестно, причём ни Ростуризму, ни страховому гаранту. «В пятницу к нам поступил сигнал о проблемах в этой компании. В тот же день мы связались с фирмой, где нас заверили, что делают всё возможное для разрешения ситуации. Обещали в понедельник предоставить письменную информацию. Пока её нет, но мы ждем», – рассказала Изо Арахамия, руководитель правового управления Ростуризма. По некоторым неофициальным данным, компания задолжала банку-кредитору порядка 10-15 млн рублей, и после срыва очередного платежа банк заморозил счета сети.
Примечательно, что банкротство «Global Club» может наконец-то придать импульс решению проблемы по защите российских турагентств, которые по традиции остаются крайними в большинстве конфликтных ситуаций с туристами. «В такой ситуации невозможно снизить риски, но можно уменьшить убытки турагентств. Причем единственный путь для этого – страхование рисков предпринимательской деятельности. Для турагентского бизнеса это возможно, но проблема в том, что нашим страховщикам это не интересно», - считает Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии Российского Союза туриндустрии (РСТ). По данным собеседника, несколько лет назад РСТ предлагал соответствующие поправки в отраслевой закон, однако понимания у рынка они не встретили. «Но такое страхование возможно даже при нынешних нормативных актах. Ряд страховщиков в своё время даже разработали и утвердили в Росстрахнадзоре соответствующие правила страхования турагентств, но в плоскость практической реализации эта инициатива так и не вышла. Между тем, это вопрос крайне серьёзный, не менее важный, чем проблема устойчивости туроператоров. Надеюсь, что инцидент с «Глобал-Тревел» позволит этому вопросу наконец-то сдвинуться с мёртвой точки», - добавил эксперт.

Почему обанкротилась сеть Global Club, и что делать турагентствам и туристам?
Эксперты считают, что закрывшаяся в прошлую пятницу турагентская сеть «Global Club» по-настоящему классической сетью турагентств не была, а выполняла для своих членов лишь функции платежного агента и гаранта высокой комиссии, выбиваемой из туроператоров. При этом объективных причин банкротства у подобного бизнеса не было, и финансовые проблемы могли возникнуть лишь при использовании оборотных денег нецелевым образом.
«В моём понимании сеть «Global Club» компании «Глобал-Тревел Интернейшнл» классической франчайзинговой турагентской сетью никогда не была, т.к. не имела необходимых для этого признаков. Например, их договоры франчайзинга не регистрировались в Роспатенте, у них не было единых стандартов сети, не было call-центра с единым федеральным номером для клиентов, не проводилось обучения и аттестаций для менеджеров агентств. Отсутствовало и многое другое, что делает объединение агентств настоящей сетью», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Агафонов, гендиректор управляющей компании сети «МГП» (Магазин Горящих Путёвок). По мнению эксперта, такой расчетный агент как «Global Club» не мог обанкроться из-за чрезмерных скидок туристам (из-за чего ранее обанкротились многие агентства) или из-за продажи туров в кредит. «Риски подобного бизнеса минимальны и несопоставимы с туроператорскими рисками. Даже большие скидки не могут испортить финансовое положение подобной управляющей компании, ведь скидки дают со своего заработка турагентства-франчайзи, а доход владельцев такой сети не зависит от дохода его участников. Поэтому можно предположить, что финансовые проблемы у управляющей компании возникли из-за кассового разрыва, когда оборотные деньги использовались нецелевым образом. Подобное предположение выглядит особенно логично на фоне того, что банкротство случилось на исходе сезона, когда обороты резко падают и уже не могут покрыть кассовый разрыв», - добавил Сергей Агафонов.
Как же в этом случае поступать турагентствам и туристам? Юристы полагают, что именно страховая компания может стать тем единственным местом, где можно будет попробовать вернуть деньги. Этому способствует то, что в договорах «Глобал-Тревел Интернейшнл» с турагентами компания именует себя именно туроператором, а значит, что фингарантии на пострадавших туристов должны распространяться. «В данной ситуации туристам совместно с турагентами следует собирать пакет документов для обращения к страховщику «Глобала». Прежде всего речь идет о договоре о реализации туристского продукта, документах об оплате агенту и оператору, письмах от оператора о неисполнении обязательств. По нашей информации, ответственность Глобал застрахована в установленном законом порядке, поэтому в данной ситуации может сработать механизм выплат пострадавшим туристам страховщиком. Схожая ситуация была с туроператором «Альфа вояж» (ООО «Вояж») и страховщиком «Евросиб страхование» - там нам удалось добиться положительного для туристов исхода», - пояснил Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата».

По материалам Российского союза туриндустрии