Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Несмотря на развитие интернет-коммуникаций и совершенность средств связи, личное впечатление от зарубежной поездки сложно чем-то заменить. Организация виртуальных выставок, skype-конференций и прямых трансляций с симпозиумов позволяют получить всю необходимую информацию, не выходя из офиса или дома. Но бизнес-туристы, не отрицая полезность вышеперечисленного, продолжают приобретать авиабилеты и бронировать отели в другой стране. и хотя в последнее время мировой рынок делового туризма демонстрирует незначительное падение, его перспективы рано сводить к нулю
 
Куда едут бизнес-туристы
Под деловым туризмом принято подразумевать поездки (например, командировки, стажировки и т.п.) сотрудников компаний (организаций) с деловыми целями, либо организацию корпоративных мероприятий. Как правило, словосочетание «деловой туризм» предпочитают заменять английской аббревиатурой MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions).
По оценкам экспертов отрасли, четверть всех путешествий это деловые поездки. Наибольшую долю в сегменте бизнес-поездок занимают ин-сентив-туры, призванные повышать мотивацию сотрудников порядка 73% от общего числа служебных поездок. Еще 16 % это командировки, связанные с посещение семинаров и
конференций. Оставшаяся часть приходится на организацию ярмарок, выставок и презентаций.
Считается, что затраты бизнесменов при этом в три раза больше расходов обычных туристов. Следовательно, страны, которые посещают предприниматели, получают от таких туров немалые доходы. Как правило, наиболее развитые бизнес-направления приходятся на страны с высокой деловой активностью. Среди них США, Китай, Япония, Великобритания, Германия и Чехия. Последнее государство следует особо отметить, так как оно сумело извлечь максимум выгод от бизнес-туризма, подняв его на достойный уровень.
 
Украинские реалии
Начнем с того, что туристическая инфраструктура в Украине хоть и немного улучшилась благодаря Евро-2012, но все равно оставляет желать лучшего.
Особенно индустрия делового туризма. Так, согласно данным международного сервиса бронирования отелей Booking.com, в столице Украины Киеве и в радиусе 50 км от нее насчитывается 263 отеля и только 42 (около 16 %) из них отвечают статусу «деловая поездка» имеется в наличии конференц или банкетный зал. Сразу скажу цифры выглядят весьма скромно. К примеру, в Праге столице Чехии имеется 697 отелей, из которых 152 (около 21 %) отвечают требованиям бизнес-туризма. Видно, что и абсолютные и относительные показатели там существенно выше, чем в главном городе Украины.
В крупных областных центрах ситуация выглядит еще плачевнее. Так в Донецке имеется всего 39 отелей, из которых 8 будут интересны бизнес-туристам, в Харькове из 65 гостиниц 15 отвечают деловым требованиям, в Одессе из 153 отелей только 11 «деловые», а во Львове эти цифры составляют 117 и 10 соответственно. Таким образом, видим, что инфраструктура делового гостеприимства в нашей стране оставляет желать лучшего. Да и экономическая активность страны тоже не способствует развитию делового туризма в Украине, что и подтверждается данными государственного комитета статистики.
Так, в течение последних лет в Украине на фоне постоянного роста количества туристов, наблюдается стабильное снижение доли служебных поездок. В 2009 году к нам прибыло 741,8 тыс. бизнес-туристов (3,57 % от общего числа туристов), в 2010 694,5 тыс. (3,28 %), а в 2011 их число еще сократилось до 644,9 тыс. (3,01 %). Обратите внимание снижаются не только абсолютные числа, но и процентная доля от общего числа туристов. Все это косвенно говорит о снижении деловой активности в нашей стране и потери бизнес-привлекательности Украины у зарубежных предпринимателей.
Весьма интересно посмотреть на страны, откуда к нам прибывают бизнес-туристы. Так, главным «поставщиком» служебных гостей является Российская Федерация. В 2009 году в Украину прибыло 237,9 тыс. бизнес-туристов из РФ, в 2010 их число сократилось до 165,3 тыс., а в 2011 незначительно выросло до 167,1 тыс. человек. Примечательно, что эти цифры наглядно демонстрируют охлаждение деловых отношений между странами, которое началось в 2010 году из-за цен на поставляемый газ.
На втором месте расположилась Республика Польша, с 96.3 тыс. туристов за 2011 год. При этом количество польских туристов тоже уменьшилось за последние два года: в 2009 году их насчитывалось 112 тыс., а в 2010 109,9 тыс. бизнес-туристов. Замыкает тройку лидеров Республика Молдова с практически стабильным турпотоком: в 2009 году —71,9 тыс. человек, в 2010 72,2 тыс., а в 2011
70.4 тыс.
Резюмируя все эти данные, можно уверенно сказать перспективы делового туризма в Украине пока еще очень и очень туманны. И хотя каждый здравомыслящий человек понимает, что такой вид туризма не только популярен, но и выгоден, практических шагов к его развитию в нашей стране еще не видно.

назад >>>