Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:

Отправляясь в путешествие невозможно от всего застраховаться. Но можно заранее обеспечить себе «финансовое прикрытие» на случай неприятных ситуаций

Наличие страховки – одно из обязательных условий для туристической поездки, особенно если речь идет о дальней экзотической стране. Но в том то и беда многих туристов, что они не только не помнят, в каком отделе любимого чемодана лежит страховой документ, но даже толком не знают название своей страховой компании. И это может сказаться самым неприятным образом именно в такие минуты, когда остро необходимо воспользоваться этой самой страховкой. А таких случаев опытным путешественникам известно множество: затянувшаяся акклиматизация на жарком курорте, вывихнутый сустав на Шри-Ланке, обострение гастрита в Марокко, неудачная поездка на верблюде в Египте или сердечный приступ в Южной Африке. Но многие туристы, получив от турфирмы заполненный бланк страхового полиса, чувствуют себя спокойно: если что случится, они – в полной безопасности.
К сожалению, это не совсем так. Во-первых, не всегда в случае болезни туристу будут оказаны все те услуги, о которых шла речь при оформлении страховки. А во-вторых, большинство наших граждан совершенно не представляют, как вести себя за границей в случае болезни: куда бежать, кому звонить, что предпринимать.

Когда можно рассчитывать на компенсацию морального ущерба?
Конечно, было бы неплохо проконсультироваться с профильным юристом по этому вопросу. То есть, еще до отъезда турист должен четко знать, на какой объем медицинских услуг он может рассчитывать.
Как правило, страховка входит в пакет услуг, которые предлагает туристическая фирма, беря за это дополнительную плату. В калькуляции тура медицинская страховка занимает в среднем до 5%. То есть, если за недельную поездку «на теплые пляжи на фоне пирамид» с вас берут $700, на страховку идет примерно $10-20, а, отдавая около $2000 за тур в США, вы платите на всякий пожарный $40-50. При этом следует учесть, что типовая медицинская страховка предусматривает лишь собственно медицинские услуги: лечение, уход, лекарства. Права на компенсацию морального ущерба сумма страховки от $10 до $20 вряд ли дают.
А вот если вы специально оговорили этот вопрос и заплатили $50, а может и несколько больше – в этом случае, если вас переехала девушка на мопеде, можно быть уверенным не только в госпитализации, но и в возмещении от $5000 до $100000 за испорченный отдых.

Выбирайте лучшую страховую фирму
Прежде чем отдать за медицинский полис пусть небольшие, но все-таки деньги, стоит проверить, на какой срок оформляется страховка, а главное – через какую страховую компанию. Названия крупнейших украинских фирм, имеющих серьезных партнеров за рубежом и достойно зарекомендовавших себя в сфере страхового бизнеса, секретом не являются.
Если вы едете по частному приглашению, возможны два варианта. Первый: о страховке турист заботится сам: заблаговременно звонит в любую из приличных страховых компаний, идет туда и покупает страховой полис. Двухнедельный визит к друзьям в Швейцарию, с медицинской точки зрения, обойдется до $25, трехмесячная стажировка во Франции – от $130, деловая поездка в Голландию или Люксембург на три дня – до $15. Для участников международных конференций, симпозиумов и съездов медицинская страховка оформляется через те же страховые компании, но по групповым тарифам, которые несколько ниже, чем индивидуальные.
Однако чаще срабатывает второй вариант: приглашающие лица или организации берут заботу о страховании приглашенного на себя, так как без этого посольства многих стран могут отказать в визе, даже если у вас на руках правильно оформленное приглашение.

Не стоит экономить на своей безопасности
Необходимо знать точную сумму страхового покрытия. Это важно для примерной оценки: а хватит ли вам этих денег, если, несмотря на все предосторожности, вы все-таки заболели. К примеру, собираясь в Европу, можно считать достаточным покрытие примерно до $10000 – этого как бы должно хватить, даже если турист попадет в аварию и понадобится операция. А вот в США или Израиле цены на медицинские услуги гораздо выше. Поэтому при поездке за океан не следует соглашаться на размер минимального покрытия ниже $30000, а среднего – $100000, чего, впрочем, может все равно не хватить, если вам потребуется хирургическое вмешательство.
Отдельной строкой в условия страхования, указанные в полисе, должен входить пункт о медицинской транспортировке: вдруг состояние вашего здоровья не позволит вам вернуться домой, что называется, на своих ногах? Перевозка больного – услуга обычно весьма дорогая, поэтому, если вам хочется, чтобы в случае несчастья или внезапной тяжелой болезни вас доставили домой или до места лечения на специальном транспорте в сопровождении врача и среднего медицинского персонала, проследите, чтобы сумма в графе «медицинская эвакуация» превышала сумму покрытия собственно медицинских расходов примерно в два раза, а лучше – была бы неограниченной.

Срок действия страховки
Некоторые турагентства, стремясь привлечь клиентов низкими ценами, экономят на страховке и урезают не только набор медицинских услуг, которые можно получить по страховке, но и ее срок, исключая из полиса день отъезда и приезда. Допустим, поднимаясь по трапу самолета в аэропорту «Борисполь», вы упали, повредили руку или ногу и расхотели ехать в путешествие. Если страховка «сокращенная» – никто ничего вам компенсировать и никак иначе помогать не будет. То же и с возвращением домой: в момент наступления страхового случая – на том же трапе самолета или, предположим, в случае отравления в аэропорту (а это достаточно распространенный случай) – ваша страховка уже не действительна.
Есть еще один деликатный момент. Когда человек едет отдыхать, о плохом – как и о самом плохом – он обычно не думает, но наши туристы бывает и гибнут за рубежом. Поэтому оформляя страховку, не лишним будет поинтересоваться, предусматривает ли она компенсацию расходов на доставку тела из той или иной страны домой – и на само погребение. Если нет, то родственники пострадавшего, могут быть травмированы не только самим фактом потери близкого человека, но и теми счетами, которые придут из зарубежных похоронных бюро, где тело готовили к отправке, и грузовых отделов авиакомпании.

Полис должен быть в кармане
Находясь в зарубежной стране, чаще всего турист носит свои документы и деньги с собой. Точно так же в кармане должен лежать и страховой полис. И если что-то случилось – главное не рассуждать, а действовать быстро и решительно. Необходимо немедленно вызывать «скорую помощь». О том, как туда звонить, можно узнать у любого местного жителя. Вас соединят бесплатно, но, вполне возможно, диспетчер владеет только своим родным языком, а ведь надо объяснить не только, что случилось, но и куда ехать. Поэтому лучше попросить (возможно, даже языком жестов), чтобы номер «скорой» набрал кто-нибудь из местных.
Приехав, карета «скорой помощи» должна оказать помощь. Она может быть бесплатной, как, например, в Великобритании, где есть соответствующий закон, или платной – если такого закона нет. В последнем случае, если, например, делают укол, то берут за него деньги и выдают счет, который по приезде в Украину, необходимо предъявить страховой компании, которая должна компенсировать потраченные деньги.
Если несчастье произошло в гостинице, сразу же обратитесь к портье или к администратору. В крупных отелях иногда бывает свой врач, который либо сидит в собственном кабинете в районе «ресепшн», где в свободное от пациентов-постояльцев время занимается обычной частной практикой, либо легко доступен по телефону – и через несколько минут с готовностью приедет посмотреть больного. Если своего медика в отеле нет, просите, чтобы вам вызвали «скорую помощь» – врач должен придти прямо в номер.
Отказ кого-нибудь из служащих выполнить эту просьбу можно расценивать как отказ в услуге, за которую вы уже уплатили. В этом случае звоните в «скорую» сами или просите об этом того, кто оказался рядом.

Куда звонить?
На обороте страхового полиса или страховой карточки мелким шрифтом набраны несколько телефонов. Это номера сигнальных центров Службы помощи вашей страховой компании, в которые можно обращаться в любое время суток.
У крупных страховых компаний сигнальные центры разбросаны по всему миру, так что проинформировать стоит ближайший. Но там скорее всего ответят на английском – в случае языкового барьера, лучше звонить в Украину.
Звонок в сигнальный центр оплачивается страховщиком (вы звоните в кредит, а оплачивать счет будет страховая компания), но к разговору следует подготовиться. Не надо заикаться и мычать, перемешивая жалобы с криками о помощи. Четко сообщите свое имя, откуда вы звоните, сроки страхования, что случилось, какая помощь, по вашему мнению, требуется, а также номер телефона, по которому вам можно перезвонить.
И самое же главное – номер страхового полиса. Если страховка у вас не индивидуальная, а групповая, сообщите, на чье имя она выписана.

Кто оплачивает?
Во время первого телефонного разговора со страховщиком важно точно определить, как будут оплачиваться все медицинские услуги. Обычно пациент – если он в сознании и в состоянии, в том числе, и с сугубо денежной точки зрения, – сначала за все платит сам, а если у него таких денег нет, первоначально расходы должна брать на себя турфирма в лице руководителя группы. Как уже говорилось, лечение может быть достаточно дорогим (перелом руки или ноги может обойтись пострадавшему от $1.000 на Кипре до $15.000 в США). Понятно, что далеко не у всех путешественников – и не у всех руководителей тургрупп – есть с собой такие деньги. И если их нет – сразу говорите об этом страховой компании. Она срочно свяжется с той клиникой, где вам готовы помочь в кредит – пока не дойдут тут же высылаемые деньги на ваше лечение.
Что касается «карманных средств», то целесообразно, уезжая за границу, брать с собой до $300 «медицинских» на каждого взрослого и около $400 на каждого ребенка – для оплаты мелких медицинских расходов, которые страховщик вернет вам по возвращении домой.
При необходимости более дорогой медпомощи – страховая компания должна перевести нужные суммы напрямую врачу или в медучреждение.
Понятно, что в случае неприятностей, каждый думает, прежде всего, о здоровье. Но все счета и квитанции надо собирать и везти с собой домой. В том городе, где турист оформлял страховку, после проверки счетов из лечебного учреждения или от частного врача (с указанием уплаченной суммы, имени туриста, диагноза и реквизитов врача) происходит так называемая процедура pay and claim: застрахованному возвращают потраченную сумму. При наличии такого же счета – покрываются транспортные расходы больного, допустим, на такси из гостиницы в госпиталь, а потом из госпиталя в аэропорт.

Исключения
Напомним, что стандартная туристическая страховка не дает права лечить за границей хронические заболевания, а рассчитана только на неотложные случаи. Потому она и стоит так дешево – всего несколько десятков долларов – ведь из тысяч клиентов, страхующихся в той или иной компании, попадают под машину или сваливаются с приступом острой сердечной недостаточности, к счастью, единицы.
Исключение составляют ситуации, когда плохое самочувствие является следствием обострения хронического заболевания. Кроме того, часть компаний отказываются оплачивать лечение нетрезвых граждан и даже беременных. Так что для выбора оптимальной страховки путешественник должен либо потратить время на сбор и анализ информации о предложениях страховых компаний, либо купить «расширенную» страховку, включающую оплату дополнительных видов медпомощи.
Вежливым, но однозначным отказом в компенсации расходов ответят в большинстве компаний, если вы захотите под видом страховки потратить их деньги на пластическую и косметическую хирургию, если только оперативное вмешательство не обусловлено травмой в результате несчастного случая.
Не решается вопрос и стоматологического протезирования. Хотя некоторые человеколюбивые компании компенсируют расходы на лечение острой зубной боли, но лишь в пределах до $200, но об установлении моста за $1000 за счет страховщика – это не более чем «розовая мечта».
Еще одна исключенная позиция – профилактические исследования, проведенные без показаний или по личному желанию. Посещение гинеколога во Франции (первичный прием стоит до $250), за это придется платить самой.
Никто не оплачивает лечение венерических заболеваний и СПИДа.
Расходы по лечению и уходу за больными со стороны родственников, даже если они врачи-профессионалы так же не оплачиваются. Очень скользкий момент, но страховщики не одну собаку съели на всех этих ситуациях, поэтому не ждите снисхождения, если вы лечитесь у родственников.
Травму, полученную при занятиях водными видами спорта, к которым по договору может быть отнесено и катание по волнам на «бананах», и прыжки в воду, скорее всего, тоже придется лечить за свой счет.
Помните – фактически стандартная медицинская страховка для выезжающего за рубеж покрывает, прежде всего, лечение простудных заболеваний и неожиданные недорогие операции, например, аппендицит.

Расширенная страховка
Расширенная страховка необходима детям, пожилым людям, беременным женщинам и тем, кто занимается экстремальным туризмом. Маленькие дети непросто переносят акклиматизацию, трудно привыкают к новой пище и воде. Пожилым людям смена климата и часовых поясов грозит обострением хронических заболеваний. Эти категории туристов находятся в группе риска: им чаще всего приходится обращаться к врачу на отдыхе. Вообще для пожилого туриста лучше заранее и достаточно подробно обсудить все возможные случаи со страховой компанией.
Кроме того, занимающиеся дайвингом могут пораниться под водой, а любители горных лыж рискуют сломать руки или ноги. Им также нужно расширять стандартный страховой пакет. Конечно, стоимость расширенной страховки зависит от включенных в нее опций.
И помните - страховка это не панацея от всех бед, и уже точно не повод совершать какие-либо безрассудства. Но наличие страхового полиса может оказаться крайне полезным в трудную минуту. Поэтому к страхованию нужно относиться серьезно.
 

назад >>>