Українська   English
RSS

 


 
 
 
Підписка на розсилку:


Панамский канал не зря называют восьмым чудом Света. Этот шедевр инженерной мысли - один из Самых напряженных, протяженных и Сложных в исполнении искусственных водных артерий. Никакое другое инженерное Сооружение не имеет такую богатую и драматическую историю

По следам авантюриста
Первым европейцем, пересекшим Панамский перешеек по суше, был испанец Васко Нуньес де Бальбоа. Личность незаурядная – авантюрист высшей пробы, Бальбоа – бывший плантатор, владелец свиных загонов на острове Эспаньола, вынужден был бежать от многочисленных кредиторов. В 1513 году, с отрядом из 180 солдат, 600 индейцев-носильщиков и в сопровождении своры свирепых псов он прошел через джунгли, кишащие племенами, не брезговавшими людоедством, и, поднявшись на высокий гребень горы на Северо-Западном побережье Золотой Кастилии, увидел перед собой величественную гладь Южного моря. Так тогда называли Тихий океан.
С тех пор идея соединения Атлантического и Тихого океанов водным путем, дабы не совершать полный опасностей долговременный переход вокруг Южной Америки, не покидала умы торгашей и мореходов. Но лишь в XIX веке этот проект стал приобретать реальные очертания.
Надо сказать, что Панама пользовалась дурной славой у белого человека из-за плохого климата, изнуряющей тропической жары, непроходимых джунглей, кишащих хищниками и дикарями и беспорядочного нагромождения горных массивов. В 1835 году полковник американской армии Чарльз Биддл отправился в экспедицию в Панаму, чтобы оценить возможность строительства водного пути через перешеек. Проведя только четыре дня в джунглях, бравый полковник сделал вывод, что строительство канала, не только приведет к неисчислимым потерям и колоссальным расходам, но и, в принципе, невозможно из-за гористой местности и множества опасностей, подстерегающих здесь человека.

Предприимчивые французы
Однако в 1876 году Французское географическое Общество, вдохновленное успешным сооружением Суэцкого канала, бывшего на тот момент самым сложным искусственным водным путем в мире, предложило создать акционерную компанию, которая называлась Всеобщая компания межокеанского канала. Председателем был избран Фердинанд Лессепс, инженер, спроектировавший и построивший Суэцкий канал. Общество направило в Панаму экспедицию, возглавляемую лейтенантом республиканского флота Люсьеном Вайсом, чтобы оценить возможность и перспективы строительства канала и выбрать наиболее оптимальный путь. Вайс пришел к выводу, что канал надо строить не через горный хребет Сан-Блас, а от города Лайман-Бэй до Панама-Сити, то есть практически на уровне моря. В 1879 году вновь организованное акционерное общество, председателем которого стал Лессепс, выкупило у прежней компании все права и начало активную торговлю акциями. Но только 1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде состоялась церемония закладки первого камня. Максимальное количество рабочих, задействованных на строительстве, составляло 19000 человек. Работы велись с грандиозным размахом, но к 1885 году была осуществлена лишь одна десятая часть от намеченного. Основной причиной этого были непредусмотренные проектом технические сложности и тропический климат. Близость малярийных болот вызывала вспышки болезни у рабочих, живших в антисанитарных условиях.
Кроме того, Панамский перешеек является одним из самых сложнейших геологических участков земной поверхности – гористый, покрытый непроходимыми джунглями и глубокими болотами. Здешние горы, образовавшиеся в результате вулканической деятельности, представляют собой смесь твердых скальных пород с мягкими, причем смесь беспорядочную и расположенную под разными углами. Все эти события привели к тому, что в 1889 Компанию решено было распустить. А полностью проект был остановлен лишь в 1894 году, тогда же Фердинанд Лесспес и его сын, фактически курировавший проведение работ, а так же знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Густав Эйфель были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лесспес сошел с ума и умер в возрасте 89 лет в декабре 1894 года. Его сын Шарль дожил до 1923 года, увидел завершение строительства Панамского канала и реабилитацию доброго имени своего отца.

Американский след
3 ноября 1903 года территория под названием Панама провозгласила независимость от Колумбии, приняла новую Конституцию и стала независимым государством. И сразу подписала договор с США, по которому Америка получала неограниченные права на неограниченное количество времени на участок земли шириной 10 миль от Атлантического к Тихому океану и на строительство и эксплуатацию Панамского канала.
В 1903 году работы возобновились, а 1905 американцы узнали, что такое желтая лихорадка. Однако на этот раз были приглашены лучшие медики и биологи того времени, которые выяснили, что виновниками эпидемии являются не ядовитые миазмы болот, как считалось ранее, а вполне реальные насекомые – москиты. Им была объявлена беспощадная война. 190 тысяч литров керосина в месяц тратилось на обработку жилья, 300 тонн серы, 1200 сосудов для выкуривания и несметное количество метел. Были приняты беспрецедентные по тем временам санитарные меры, и уже через несколько месяцев желтая смерть отступила.
В 1907 году вместо первоначального плана строительства канала на уровне моря было принято решение перейти к шлюзовому варианту. Строительство канала было закончено в 1914 году. Общая стоимость работ составила $639 миллионов. Общая протяженность канала – 81,6 км. В долине реки Чагрес создано искусственное озеро Гатун, вода из которого берется для заполнения шлюзов. Минимальная высота канала над уровнем моря – 83 метра. Минимальная ширина по дну – 150 метров. Глубина шлюзов – 12,5 метра. Панамский канал имеет шесть ступеней парных шлюзов с размером камер 305х33,5 метра. Среднее время прохождения судов через канал 7-8 часов, минимальное – 4 часа. Средняя пропускная способность – 36 судов в сутки, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) – 48. Через шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40000 тонн.
15 августа 1914 года по каналу прошел первый корабль – «Кристобаль». Однако официальное открытие канала состоялось только 12 июля 1920 года.

Канал сегодня
Панамский канал – главная водная артерия Центральной Америки, которая соединяет Атлантический и Тихий океаны. Со времен его строительства и по сей день вокруг него время от времени возникают жаркие споры, от разрешения которых порой зависели судьбы народов и государств.
Ежегодно канал пропускает до 15 тысяч судов, что составляет около 5% всех мировых морских грузоперевозок. Главным «пользователем» канала являются США, которые перевозят в Китай ежегодно тонны зерна. Также через канал в Китай проходят тысячи судов с железной рудой и соей из Бразилии, с масленичными культурами – из Аргентины, с сахаром – из Кубы, с нефтью – из Венесуэлы. В свою очередь странам Европы, в частности, Германии, Франции, Великобритании, также важен Панамский канал, поскольку он играет не последнюю роль в доставке груза из Европы к берегам Перу и Чили.
С самого момента строительства канала его фактическими и юридическими владельцами были США. Вопрос принадлежности канала поднимался многократно, но многие, в первую очередь, представители США, были против передачи канала Панаме. Однако историю Латинской Америки нельзя назвать ровной и спокойной, что в полной мере относиться и к Панаме. Власть в стране крайне редко получали те люди, которые видели в канале не источник своих доходов, а основу для прогрессивных преобразований в Панаме. Среди таких руководителей первое место принадлежит Омару Торрихосу. Именно по инициативе Торрихоса были проведены переговоры с США, результатом которых стало подписание, можно сказать, эпохального договора. По договору, заключенному в сентябре 1977 года, в собственность Панамы переходило 65% акций Панамского канала, остальные же 35% оставались в ведении США до 2000 года.
После этого Омар Торрихос стал национальным героем Панамы.
20-летний срок Переходного периода истек 31 декабря 1999 года. Вся территория Панамского канала перешла к панамцам, а США отдали последние базы и сооружения, предназначенные для обслуживания канала. К слову сказать, на момент передачи канала прибыли США от канала составляли около $100 млн в год, в то время как аренда составляла $1,93 млн в год.
Сразу же в начале 2000 года Панамой был объявлен тендер на управление каналом. Тендер выиграла китайская компания Hutchison Whampoa, которая фактически стала управлять каналом, но уже под контролем панамских властей.
С 2006 года ведутся работы, направленные на расширение канала. В частности, самым главным вопросом остается вопрос денежных средств, которые необходимы на проведение таких грандиозных работ, а их необходимо немало – $5,2 млрд. Тем не менее, руководство Панамы пошло на такой риск и развернуло кампанию по аккумуляции денежных средств. Прежде всего, наиболее заинтересован в расширении и усовершенствовании канала Китай, который нуждается не только в рынках сбыта, но и быстрой и удобной доставке сырья, в частности нефти. Китай готов сотрудничать с Панамой и оказывать ей помощь в реализации проекта расширения канала.

Канал и туризм
По каналу и через его шлюзовую систему проходят тысячи океанских судов, что само по себе уже является туристическим аттракционом. Нитка канала тянется через целую череду древних озер и болот, а по берегам его высится широкая полоса девственных джунглей. Лучшее место для наблюдения за судами расположено на северо-востоке Панама-Сити, у стен шлюзов Мирафлорес, откуда открывается прекрасный вид на южное устье канала. Также здесь есть музей с моделью канала, а из близлежащего Бальбоа можно совершить экскурсию к озеру Мирафлорес.
Множество экскурсий проводится к заповедным островам Барро-Колорадо с колоссальной популяцией птиц, к остаткам древней караванной тропы Камино-де-лас-Крусес, к экологической обсерватории Канопи-Тауэр (бывшая американская радиолокационная станция, сейчас здесь целая сеть навесных троп, позволяющих без вреда для местной природы передвигаться по территории обширного лесного массива), в Форт-Клейтон - бывшая военная база США, а также в международный университетский городок Эль-Сьюдад-дель-Сабер («Город Знаний»).
В обязательную программу посещения зоны канала также входят шлюз Педро-Мигель-Лок, являющийся самой высокой точкой канала, Галлард-Кат или Кулебре - самая глубокая и самая трудная для строителей часть канала (общая протяженность прорубленного в скалах ложа канала здесь достигает 13,6 км), колоссальные семисоттонные шлюзовые ворота у Мирафлорес, побережье Лаго-Гатун -самого большого искусственного озера материка (площадь его зеркала составляет около 420 кв. км), городок Кристобаль, тропический курорт Гамбоа-Ресорт, текущая под сенью плотных джунглей река Рио-Чагрес и превосходная рафтинговая зона Ча-грес-Челлендж, искусственное озеро Лаго-Алахуэла, обеспечивающее питьевой водой весь Панама-Сити, а также Национальный парк Чагрес - 1290 км2 первозданного горного тропического леса.   
 

назад >>>